Новые технические решения российских компрессоростроителей для ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтегазпереработка»В целях соблюдения экологических требований и получения продукции с высокой добавленной стоимостью российские нефтегазовые компании значительное внимание уделяют повышению эффективности использования попутного нефтяного газа. В рамках этой задачи одним из крупнейших предприятий по переработке углеводородного сырья ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтегазпереработка» (ООО «ЛУКОЙЛ–ПНГП») был запущен проект «Реконструкция низкотемпературной конденсации и ректификации (НТКР). Строительство второй линии для переработки попутного нефтяного газа (ПНГ)». Поставщиком компрессорного
оборудования в рамках проекта выступил научно-производственный
комплекс ЗАО «НИИтурбокомпрессор» – ОАО «Казанькомпрессормаш»
(структурные предприятия машиностроительного холдинга ОАО
«Группа ГМС»). В течение 2013–2014
гг. предприятиями была успешно реализована полнокомплектная поставка компрессорных установок дожимной компрессорной станции.
Объем поставки включал:
Турбоприводный компрессорный агрегат 4ГЦ2-70/17-62 ГТУ в составе дожимной компрессорной станции (фото 1, табл. 1) предназначен для компримирования сухого отбензиненного газа от установки НТКР и подачи его в магистральный газопровод ОАО «Газпром» и на энергоблок ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез». В качестве привода применена газотурбинная установка ГТУ-6ПГ.
Фото 1. Дожимная компрессорная станция «ЛУКОЙЛ–ПНГП» в составе трех турбоприводных агрегатов 4ГЦ2-70/17-62 ГТУ Таблица 1. Основные параметры агрегата 4ГЦ2-70/17-62 ГТУ
При создании агрегата приняты наиболее прогрессивные технические решения, используемые в мировой практике, среди которых:
Турбоприводный агрегат поставлен в максимальной заводской готовности с проведением контрольной сборки на предприятии – генеральном поставщике ОАО «Казанькомпрессормаш». Оборудование агрегата располагается в легкосборном здании и за его пределами. Вне легкосборного здания размещаются воздухоочистительное устройство (ВОУ), система выхлопа, блок управления, аппарат воздушного охлаждения компрессора, аппарат воздушного охлаждения двигателя, блок вентиляции ангара, блок вентиляции и кондиционирования блока управления, входной газосепаратор, концевой газосепаратор, аппарат воздушного охлаждения газа, газовая коммуникация, включая запорно-регулирующую арматуру, трубопроводы и приборы КИПиА. Внутри легкосборного здания размещаются агрегат смазки компрессора, компрессор на раме, стойка сухих уплотнений компрессора, блок двигателя, блок маслообеспечения двигателя, системы топливного газа, вытяжной и аварийной вентиляции, система наддува блока силового, системы освещения, пожаротушения агрегата. Базовой сборочной единицей агрегата является компрессор с мультипликатором на раме. Компрессор центробежный, двухсекционный, восьмиступенчатый, с масляными подшипниками скольжения и СГДУ. Рабочие колеса первой и второй секций расположены «спина к спине», что обеспечивает разгрузку ротора от осевых сил и снижение нагрузки на упорный подшипник ротора. Для контроля вибрации и осевых перемещений ротора в корпусах подшипников установлены датчики фирмы Метрикс (США). Блок двигателя предназначен для размещения газотурбинного двигателя ГТУ-6ПГ и мультипликатора и обеспечивает шумотеплоизоляцию и взрывозащиту оборудования. Взрывозащита обеспечивается за счет создания избыточного давления воздуха внутри блока двигателя. В рамках реализации проекта впервые в России создана уникальная холодильная установка мультипликаторного типа ГЦМ3-250/0,9-15,8 (фото 2, табл. 2) для компримирования пропана в составе технологической установки получения холода.
Фото 2. Холодильная установка мультипликаторного типа ГЦМ3-250/0,9-15,8 Таблица 2. Основные параметры холодильной установки ГЦМ3-250/0,9-15,8
Пропановая холодильная компрессорная установка выполнена на базе многовального компрессора со встроенным мультипликатором и предназначена для замены устаревших компрессоров зарубежного производства. Компрессоры устанавливаются на существующие фундаменты. В компрессоре применены следующие конструктивные решения:
Принятые технические решения обеспечили высокий КПД компрессора и, как следствие, значительное снижение потребляемой электроэнергии, что является актуальным для крупных перерабатывающих нефтегазовых предприятий. Для сжатия газа в линии переработки попутного нефтяного газа была поставлена центробежная компрессорная установка в блочно-контейнерном исполнении 3ГЦ2-83/2548К.У1 (табл. 3). Блочно-контейнерное исполнение в полной заводской готовности позволяет максимально сократить сроки при выполнении строительномонтажных и пусконаладочных работ. Для компримирования попутного нефтяного газа с последующей подачей его на турбину привода технологических установок ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтегазпереработка» была поставлена винтовая компрессорная установка 6ГВ 14.16-35 УХЛ4 (табл. 3). Таблица 3. Основные параметры компрессорных установок
Компрессорная установка включает в себя: компрессор, приводной электродвигатель, муфту пластинчатую, раму, кожух шумоглушащий, маслоохладитель пластинчатый водяного охлаждения (основной и резервный), маслоотделитель первой ступени, маслоотделитель второй ступени, запорную, отсечную, регулирующую и защитную арматуру (комплект). Компрессор разработан на базе запатентованной конструкции компрессора высокого давления, с плавным экономичным регулированием производительности от 100 до 20% за счет встроенного золотникового регулятора. Компрессорные установки создавались в кооперации с российскими предприятиями ОАО «НПО «Искра», ОАО «Авиадвигатель», ОАО «Димитровградхиммаш» (Группа ГМС), ЗАО «ЛенНИИхиммаш». Благодаря успешному сотрудничеству науки и производства нефтегазоперерабатывающие предприятия ОАО «ЛУКОЙЛ» получили качественное и надежное отечественное компрессорное оборудование. ЗАО «НИИтурбокомпрессор» и ОАО «Казанькомпрессормаш» обладают уникальными запатентованными и апробированными конструкторскими решениями, широкими компетенциями, успешным опытом и готовы участвовать в крупномасштабных проектах по поставке компрессорной техники на нефтегазовые объекты Российской Федерации, стран ближнего и дальнего зарубежья. Авторы: А.М. Ахметзянов, А.П. Харитонов, В.Б. Дубинин, М.Т. Садыков (ЗАО «НИИтурбокомпрессор им. В.Б. Шнеппа», Группа ГМС) Назад в раздел |